ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Цель статьи заключается в анализе содержания и основных аспектов государственной стратегии в области высшего образования Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена стремительными изменениями в образовательной среде, необходимостью адаптации системы образования к современным требованиям рынка труда и глобальным вызовам. В условиях цифровизации и международной конкуренции повышается значимость высшего образования как ключевого фактора экономического и социального развития. Государственная политика в этой сфере должна учитывать инновационные подходы, обеспечивать доступность качественного образования и поддерживать научные исследования. Анализ ее сущности и концептов способствует выработке стратегий, направленных на улучшение образовательной инфраструктуры и повышения конкурентоспособности российских вузов на глобальной арене. Методологический аспект работы основывается на системном и комплексном подходах. Анализ нормативных правовых актов, стратегических документов и программ, касающихся высшего образования, позволяет выявить основные направления и механизмы государственной политики. Методы социологического исследования, такие как опросы и интервью с экспертами в области образования, что помогают углубить понимание текущих тенденций и проблем. Авторами особое внимание уделяется роли государства в формировании и развитии системы высшего образования, а также его влияние на образовательные учреждения и студенческое сообщество в целом. В статье авторы опираются на актуальные исследования и данные, чтобы представить обзорную картину государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации, выделяя основные тенденции, вызовы и перспективы развития данного сектора.
В статье анализируется деятельность ФАО по оказанию помощи странам Северной Африки по преодолению текущего голода, а также глобальных вызовов их продовольственной безопасности. Алжир, Египет, Ливия, Марокко, Судан и Тунис сталкиваются с серьезными проблемами в достижении Целей устойчивого развития, не в состоянии самостоятельно обеспечить себя продовольствием вследствие всплеска рождаемости, климатических проблем, острого дефицита инвестиций в сельское хозяйство. Особое внимание уделено роли ФАО в устойчивом управлении водными и земельными ресурсами странами Северной Африки. Исследование опирается на обобщение количественных данных, полученных из официальной статистики ФАО, и метод дискурс-анализа. Программы ФАО в регионе носят как среднесрочный и долгосрочный характер (направленные на аудит водных ресурсов, повторное их использование, устойчивое управление пригодными для сельского хозяйства земельными ресурсами, развитие сельскохозяйственных кооперативов и др.), так и носят характер мер оперативного реагирования (финансовая поддержка аграрной отрасли, предоставление средств на закупку зерна в сезоны неурожая, предоставление посевного материала и др.). Вместе с тем, учитывая глобальный и усиливающийся характер вызовов и угроз продовольственной безопасности стран Северной Африки, усилия международного сообщества не способны их преодолеть их в полном объеме. В перспективе для усиления политического влияния России в регионе необходимо учитывать опыт ФАО и выстраивать долгосрочное многоаспектное сотрудничество, которое принесет наибольший эффект.
ПОЛИТОЛОГИЯ
В статье рассматривается реализация политики памяти в регионе КурдистанИрак, основные события, используемые в этой политике, а также их интерпретация в решении текущих политических задач. Особое внимание уделено анализу официальных заявлений политических лидеров региона как одному из главных способов взаимодействия властей и общества. События, используемые в политике памяти, рассмотрены в историческом контексте. Отдельно проанализирована монументальная политика. Приоритетными для политики памяти являются события, связанные с борьбой за национальные права и репрессивными мерами властей против курдов и населения Курдистана. Особое внимание власти уделяют роли всех этнорелигиозных общин и частей общества Курдистана в вышеперечисленных событиях. Автор приходит к выводу, что политика памяти в иракском Курдистане служит трем основным задачам: легитимации собственной власти, сплочению многокомпонентного общества и формированию отношения к центральному правительству в зависимости от текущих интересов властной элиты. Выяснено, что акцент делается на уникальном историческом опыте Курдистана, без общей памяти с остальным Ираком, что способствует формированию собственной национальной идентичности региона и подчеркивает роль всех народов и общин Курдистана. Таким образом, в кризисные периоды и в спорных вопросах политика памяти является эффективным инструментом в формировании в общественном мнении необходимого настроения посредством обращения к коллективной памяти.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Многие эксперты-международники считают, что мир вступил в новую холодную войну. Между холодной войной 1.0 и холодной войной 2.0 существуют, однако, серьезные различия. Во-первых, если первая холодная война (1945 – 1991 гг.) велась в условиях биполярного мира, то теперь мир является полицентричным – и это объективная реальность. Во-вторых, изменился характер идеологической борьбы. Во времена холодной войны 1.0 это была борьба либерального глобализма против марксизма-ленинизма. Сейчас же можно говорить о противостоянии либерального глобализма с буржуазными национализмами ведущих незападных центров силы (России, Китая и др.). В-третьих, в годы первой холодной войны именно советско-американский диалог по контролю над стратегическими ядерными вооружениями стал движущей силой разрядки международной напряженности (1970-е – 1980-е гг.). В наши дни меняющийся стратегический ядерный баланс не дает основания полагать, что диалог по стратегическим вооружениям между Москвой и Вашингтоном станет локомотивом новой разрядки. Новая разрядка XXI века (подобно первой разрядке ХХ века) станет возможной лишь в условиях ослабления идеологической борьбы на международной арене.
В XXI веке технологии искусственного интеллекта (ИИ) играют важную роль в выстраивании баланса сил на мировой арене. Они позволяют получить значительное преимущество, поэтому государства находятся в постоянной гонке за право занимать лидирующие позиции. ИИ призван помочь человечеству в дальнейшем развитии, однако уже есть области применения, которые далеко не мирные и носят разрушительный характер. Целью работы является изучить тенденции развития военного ИИ и подходов к его регулированию на международном уровне ИИ на основе открытых источников информации. Методологический инструментарий включает дискурс-анализ научной литературы и источниковой базы по теме исследования. Поле применения ИИ в военных целях расширяется, тем самым меняя природу конфликтов и ставя новые задачи перед регулирующими органами на международном уровне. Данная область набирает обороты и, как следствие, будет развиваться правовая регламентация на международном уровне. Российской Федерации целесообразно поддерживать регулирование военного ИИ и мирного развития глобального цифрового пространства.
ISSN 2782-7070 (Online)