Содержание и основные аспекты государственной политики в области высшего образования Российской Федерации
https://doi.org/10.24833/2782-7062-2025-4-2-8-21
Аннотация
Цель статьи заключается в анализе содержания и основных аспектов государственной стратегии в области высшего образования Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена стремительными изменениями в образовательной среде, необходимостью адаптации системы образования к современным требованиям рынка труда и глобальным вызовам. В условиях цифровизации и международной конкуренции повышается значимость высшего образования как ключевого фактора экономического и социального развития. Государственная политика в этой сфере должна учитывать инновационные подходы, обеспечивать доступность качественного образования и поддерживать научные исследования. Анализ ее сущности и концептов способствует выработке стратегий, направленных на улучшение образовательной инфраструктуры и повышения конкурентоспособности российских вузов на глобальной арене. Методологический аспект работы основывается на системном и комплексном подходах. Анализ нормативных правовых актов, стратегических документов и программ, касающихся высшего образования, позволяет выявить основные направления и механизмы государственной политики. Методы социологического исследования, такие как опросы и интервью с экспертами в области образования, что помогают углубить понимание текущих тенденций и проблем. Авторами особое внимание уделяется роли государства в формировании и развитии системы высшего образования, а также его влияние на образовательные учреждения и студенческое сообщество в целом. В статье авторы опираются на актуальные исследования и данные, чтобы представить обзорную картину государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации, выделяя основные тенденции, вызовы и перспективы развития данного сектора.
Об авторах
Е. С. МатвееваРоссия
Матвеева Евгения Сергеевна – к.ист.н., доцент
302026, г. Орел, ул. Октябрьская, д. 12
Р. Р. Норов
Россия
Норов Руслан Радионович – аспирант
302026, г. Орел, ул. Октябрьская, д. 12
Список литературы
1. Богданова А. Д. (2024). Современные проблемы высшего образования в России. Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития: Материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 06 февраля 2024 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. С. 104–106.
2. Боташева А. А., Абдурайимов К.Х. (2024). Высшее образование как фактор экономического роста России: современное состояние и перспективы развития. Тенденции развития науки и образования. № 107-4. С. 23–25. DOI: 10.18411/trnio-03-2024-164
3. Елисеев А. Л., Титова Е.В. (2023). Опыт зарубежных стран в практике реализации современной молодёжной политики в Российской Федерации. Вестник государственного и муниципального управления. Т. 12, № 1. С. 64–77. DOI: 10.22394/2225-8272-2023-12-1-64-77.
4. Малявкина Н. В. (2024). Основные приоритеты государственной политики в сфере образования. Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики: Сборник научных статей и докладов XVI Международной научно-практической конференции, Орёл, 24 мая 2024 года. Орёл: Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС. С. 54–56.
5. Масалова Ю. А. (2023). Система высшего образования и науки в России: состояние, особенности модернизации, критерии эффективности. Актуальные направления научной мысли: проблемы и перспективы: Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической (национальной) конференции, Новосибирск, 22 декабря 2022 года. Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ». С. 68–86.
6. Матвеева Е. С., Норов Р. Р. (2024). Религиозное (православное) и нравственное воспитание молодого поколения в научном наследии К. Д. Кавелина. Вестник государственного и муниципального управления. Т. 13, № 3. С. 161–172. DOI: 10.22394/2225-8272-2024-13-3-161-172
7. Меркулов П. А. (2024). Реформы антикризисного управления агропромышленным сектором Российской Федерации в 1990-х годах: практическая реализация. Вестник государственного и муниципального управления. Т. 13, № 2. С. 10–23. DOI: 10.22394/2225-8272-2024-13-2-10-23
8. Норов Р. Р. (2023). Особенности реформы Российской системы высшего образования как приоритетного национального проекта современной России. Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики: сборник научных статей и докладов XV Международной научно-практической конференции, Орёл, 02 июня 2023 года. Орёл: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. С. 147–150.
9. Норов Р. Р. (2024). Реформирование системы высшего образования современной России: проблемы и нововведения. Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики: Сборник научных статей и докладов XVI Международной научно-практической конференции, Орёл, 24 мая 2024 года. Орёл: Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС. С. 166–171.
10. Образование в цифрах (2023): 2024: краткий статистический сборник. Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг, О.А. Зорина и др. М.: НИУ ВШЭ. 138 с.
Рецензия
Для цитирования:
Матвеева Е.С., Норов Р.Р. Содержание и основные аспекты государственной политики в области высшего образования Российской Федерации. Управление и политика. 2025;4(2):8-21. https://doi.org/10.24833/2782-7062-2025-4-2-8-21
For citation:
Matveeva E.S., Norov R.R. Essence and Key Aspects of State Policy in the Field of Higher Education of the Russian Federation. Governance and Politics. 2025;4(2):8-21. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2782-7062-2025-4-2-8-21