Preview

Управление и политика

Расширенный поиск

Правовое регулирование научной сферы в России и США

https://doi.org/10.24833/2782-7062-2022-1-3-35-67

Аннотация

Статья посвящена исследованию специфики правового регулирования научной сферы в России и США, выявлению особенностей правового регулирования, обозначение основных проблем и формирование предложений по их устранению. Актуальность работы выражена в приоритетности научной сферы в условиях глобальной конкуренции и важности ее качественного правового регулирования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы и специальные научные методы, в том числе сравнительно-правовой и формально-юридический методы. Авторами проведен правовой анализ нормативных правовых актов, посвященных регулированию научной сферы в России и США, выделены уровни правового регулирования, отмечены особенности и специфические черты правового регулирования, подчеркнуты сходства и различия в подходах к правовому регулированию, проанализирована история становления и развития науки как социального института в обоих государствах, изучены истоки общей ключевой проблемы бессистемности правового регулирования обозначенного предмета в обеих странах.

Об авторах

А. А. Васильев
Алтайский государственный университет
Россия

Васильев Антон Александрович - доктор юридических наук, профессор, директор юридического института, заведующий кафедрой теории и истории государства и права



Ю. В. Печатнова
Алтайский государственный университет
Россия

Печатнова Юлия Вадимовна - ассистент кафедры теории и истории государства и права



Список литературы

1. Авдулов А.Н. Кулькин А.М. (2003). Системы государственной поддержки научно-технической деятельности в России и США: Процессы и основные этапы их формирования / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. По науке, образованию и технологиям. М.: ИНИОН. 84 с.

2. Берг Л.Н. (2014). Основные этапы российской правовой политики в сфере научной деятельности. Политика и общество. № 10. С. 1155-1160.

3. Берг Л.Н. (2015). Проблемы законодательного обеспечения научной деятельности в России. Актуальные проблемы российского права. № 1. С. 3.

4. Бердашкевич А.П. (2012). О направлениях реформирования законодательства о науке. Инновации. № 11. С. 100-104.

5. Бурстин Д. (1993). Американцы: колониальный опыт. М.: Прогресс.

6. Волобуев П.В. (1987). Русская наука накануне Октябрьской революции. Вопросы истории естествознания и техники. № 3.

7. Габов А.В., Путило Н.В., Гутников О.В. (2017). Проект федерального закона о науке - новый формат правового регулирования научной и инновационной деятельности. Вестник Пермского университета. Сер. Юридические науки. № 38. С. 385-399.

8. Гумеров Л.А. (2017). Потенциал права в реализации функций государства в научно-технологической сфере: проблемы и перспективы. Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. № 159(2). С. 333-340.

9. Игнатов И.И. (2012). Роль акта Бэя-Доула (Bayh-Dole act, 1980) в трансфере научных знаний и технологий из американских университетов в корпоративный сектор: итоги тридцатилетнего пути. Управление наукой и наукометрия. № 12. С. 159-188.

10. Куркова К.М. (2020). Научно-технологическая политика США: Становление нормативно-правового регулирования. Colloquium-Journal. № 9-9(61). С. 22-25.

11. Лапаева В.В. (2003). Закон о науке: анализ нормативного содержания. Законодательство и экономика. № 5. С. 4-5.

12. Макинерни Д. (2009). США. История страны. М.: ЭКСМО.

13. Пономарева Д.В., Барабашев А.Г. (2019). Правовое регулирование сотрудничества российской федерации и Соединенных Штатов Америки в сфере науки и технологий. Актуальные проблемы российского права. № 7. С. 115-122.

14. Серебряков А.А. (2021). Обзор нормативных правовых актов в сфере регулирования науки (01.01.2021 - 01.09.2021). Управление наукой: теория и практика. № 3(3). С. 226-235.

15. Юдин Б.Г. (1993). История советской науки как процесс вторичной институционализации. Философские исследования. № 3. С. 91-94.

16. Geiger, R.L. (1993). Research and Relevant Knowledge. American Research Universities since World War II, N.Y., Oxford.

17. Hong, L., Page, S. (2004). Groups of Diverse Problem Solvers Can Outperform Groups of High-Ability Problem Solvers. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 16385-16389.

18. Kevles, D.J. (1978). The Physists. The Physicists: The History of a Scientific Community in Modern America. N.Y.: Random House Inc.

19. Loomas, R. (2013). The Man Who Invented the Twentieth Century. Nikola Tesla, Forgotten Genius of Electricity. N.Y.

20. Moser, P., Voena, A., Waldinger, F. (2014). German Jewish Emigres and US Invention. American Economic Review, 3222-3255.

21. Thompson, A. (2014). Does Diversity Trump Ability? An Example of the Misuse of Mathematics in the Social Sciences. Notices of the American Mathematical Society, 1024-1030.

22. Wright, L.B. (2002). The Cultural Life of the American Colonies. Courier Corporation.


Рецензия

Для цитирования:


Васильев А.А., Печатнова Ю.В. Правовое регулирование научной сферы в России и США. Управление и политика. 2022;1(3):35-57. https://doi.org/10.24833/2782-7062-2022-1-3-35-67

For citation:


Vasiliev A.A., Pechatnova J.V. Legal Regulation of the Scientific Sphere in Russia and the USA. Governance and Politics. 2022;1(3):35-57. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2782-7062-2022-1-3-35-67

Просмотров: 376


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-7062 (Print)
ISSN 2782-7070 (Online)