Preview

Управление и политика

Расширенный поиск

Школьное образование как фактор становления полицентричного мирового порядка

https://doi.org/10.24833/2782-7062-2024-3-4-68-87

Аннотация

Школьное образование как процесс формирования мировоззрения широких масс, выступающих движущими силами мегатрендов глобализации и демократизации, имеет потенциал повлиять на становление полицентричного мирового порядка. Будучи иерархичной структурой, миропорядок предполагает статусную дифференциацию государств в зависимости от степени их участия в экономической, правовой, военной и экологической подсистемах. При этом отмечается, что державе среднего уровня достаточно заметного участия в двух из них.
Методом регрессии количественных данных в статье проводится анализ корреляции показателей школьного образования 48-и стран мира с упором на 20 стран мирового большинства из Глобального Юга с объективными метриками свойственными каждой из указанных подсистем. Делается вывод о статистически значимой положительной корреляции между качеством школьного образования и соответствующими государственными расходами в случае стран Глобального Юга, с одной стороны, и ростом ВВП и повышенной активностью в сфере прав человека, – с другой. Это дает основание полагать, что через расширение своей роли в двух из четырех рассмотренных подсистем укрепление школьного образования способно вывести развивающиеся страны на траекторию державы среднего уровня, что благоприятствует становлению полицентричного мирового порядка.

Об авторе

Р. Р. Садыков
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Россия

Садыков Родион Рамилевич – третий секретарь Департамента Африки МИД России; аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России

119200 Москва, Смоленская-Сенная пл., 32/34



Список литературы

1. Anlimachie, M.A., & Avoada, C. (2020). Socio-economic Impact of Closing the Rural-urban Gap in Pre-tertiary Education in Ghana: Context and strategies. International Journal of Educational Development, 77, 1-12. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102236

2. Goczek, Ł., Witkowska, E., & Witkowski, B. (2021). How Does Education Quality Affect Economic Growth? Sustainability, 13(11), 6437. DOI: 10.3390/su13116437

3. Hanushek, E.A., & Woessmann, L. (2023). The Knowledge Capital of Nations: Education and the Economics of Growth. MIT press.

4. Hoffmann, R., & Muttarak, R. (2020). Greening through Schooling: Understanding the Link between Education and Pro-environmental Behavior in the Philippines. Environmental Research Letters, 15(1), 014009. DOI: 10.1088/1748-9326/ab5ea0

5. Nesmashnyi, A., Zhornist, V., & Safranchuk, I. (2022). International Hierarchy and Functional Differentiation of States: Results of an Expert Survey. MGIMO Review of International Relations, 15(3), 7–38. DOI: 10.24833/2071-8160-2022-olf2

6. Sanborn, H., & Thyne, C.L. (2014). Learning Democracy: Education and the Fall of Authoritarian Regimes. British Journal of Political Science, 44(4), 773–797. DOI: 10.1017/S0007123413000082

7. Sezgin, F.H., Tekin Turhan, G., Sart, G., & Danilina, M. (2023). Impact of Financial Development and Remittances on Educational Attainment within the Context of Sustainable Development: A Panel Evidence from Emerging Markets. Sustainability, 15(16), 12322. DOI: 10.3390/su151612322

8. Struthers, A.E. (2015). Human Rights Education: Educating about, Through and for Human Rights. The International Journal of Human Rights, 19(1), 53–73. DOI: 10.1080/13642987.2014.986652

9. Wolff, E.N. (2015). Educational Expenditures and Student Performance among OECD Countries. Structural Change and Economic Dynamics, 33, 37–57. DOI: 10.1016/j.strueco.2015.02.003

10. Лебедева М.М. (2022). Влияние пандемии COVID-19 на мировую политику. Вестник МГИМО Университета. №15(1). С. 92–110. DOI: 10.24833/2071-8160-2022-1-82-92-110


Рецензия

Для цитирования:


Садыков Р.Р. Школьное образование как фактор становления полицентричного мирового порядка. Управление и политика. 2024;3(4):68-87. https://doi.org/10.24833/2782-7062-2024-3-4-68-87

For citation:


Sadykov R.R. School Education in the Formation of a Polycentric World Order. Governance and Politics. 2024;3(4):68-87. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2782-7062-2024-3-4-68-87

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-7062 (Print)
ISSN 2782-7070 (Online)