Preview

Управление и политика

Расширенный поиск
Том 1, № 4 (2022)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.24833/2782-7062-2022-1-4

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

8-24 406
Аннотация

Промышленный потенциал постсоветских государств, в которых еще продолжает существовать тяжелая индустрия, преимущественно развивается на базе тех мощностей, что было созданы в период до 1991 г. и во многом были ориентированы на поддержку советского оборонно-промышленного комплекса. В связи с этим возникает необходимость подвести под историей советской военной промышленности обобщающую черту и дать ей такую характеристику, которая вместе с тем служила бы основой для рассмотрения ее последующей эволюции в новых, принципиально видоизменившихся условиях политики и экономики. После 1991 г. военное строительство в новых независимых государствах начиналось с освоения советских запасов вооружения и боевой техники, унаследованных от территориальных военных округов бывшего СССР. Хотя этап раздела и освоения советского военно-технического наследства хронологически совпал с несколькими крупными военными конфликтами, важно отметить, что практически в каждом случае это наследство было избыточным и многократно превышало текущие потребности и ресурсную базу, необходимую для содержания и эксплуатации полученных арсеналов. Несоразмерность объективных потребностей в области национальной обороны и реальных экономических возможностей, колоссальная ресурсоемкость унаследованной от СССР военной и мобилизационной инфраструктуры, рассчитанной на глобальную войну, вызвали стремительную деградацию вооруженных сил в большинстве постсоветских государств. На втором этапе, уже в XXI столетии, у постсоветских государств, по мере их относительной политической и экономической стабилизации, возникла потребность более четко сформулировать военно-стратегические приоритеты. Хаотичное освоение советских арсеналов сменилось более планомерным и экономически обоснованным строительством вооруженных сил, соотносящимся с их внешнеполитическими потребностями.

25-60 574
Аннотация

В статье анализируются основные этапы развития белорусской государственности в ХХ – начале ХХІ вв. на примере Белорусской ССР и Республики Беларусь. Кейсы рассматриваются преимущественно с точки зрения внешней политики и международных условий, в которых они возникли и развивались. Внешнеполитическая деятельность БССР освещается в контексте создания, развития и распада советского государства через призму сравнительно-исторического метода исследования. Он применяется при характеристике и сопоставлении внешнеполитического опыта двух союзных республик – Белорусской ССР и Украинской ССР. Выделены общие и специфические проявления их внешнеполитической активности. Охарактеризован внешнеполитический опыт становления и развития Республики Беларусь. Теоретическая значимость статьи связана с тем, чтобы представить российскому и зарубежному научному сообществу теоретико-методологические подходы, оценки, установки и исследовательские парадигмы, сформулироваванные в белорусской школе исследователей внешнеполитической истории Белоруссии.

61-73 305
Аннотация

Статья посвящена развитию Республики Молдова после обретения независимости в 1991 году. Некогда развивающаяся страна с устойчивой экономикой, куда стремились попасть граждане со всего Советского союза, сегодня является самой бедной страной в Европе, откуда ежедневно продолжают уезжать сотни ее граждан, в последние годы преимущественно в страны Европейского союза, чтобы как-то прокормить свои семьи и обеспечить достойное будущее своим детям. Отмечается, что после распада СССР страна столкнулась с тяжелым экономическим кризисом, последствия которого страна ощущает и сегодня. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается Республика Молдова на сегодняшний день, среди которых – сложная экономическая ситуация, высокий уровень коррупции, нестабильная политическая ситуация в стране, высокие цены на энергоносители и продукты питания, низкий уровень жизни, безработица. Таким образом, Молдова оказалась государством, ставшим зависимым от внешней помощи. В 2019 г. вновь избранное правительство взяло курс на евроинтеграцию, осложнив отношения с Россией. 2022 г. стал еще более сложным для страны, которая в дополнение ко всем экономическим и политическим проблемам столкнулась с последствиями конфликта на Украине, в том числе притоком беженцев и возросшей ценой на энергоресурсы.

74-84 225
Аннотация

Статья посвящена теоретическому осмыслению роли армянской интеллигенции в контексте задач постсоветского государственного управления. В качестве основной миссии интеллигенции рассматривается ее вклад в разработку и внедрение общенациональной идеологии, способной стать необходимом базисом государственной политики и государственного управления. Для этого государственная власть должна перестать относиться к интеллигенции как к объекту управления, а постсоветская интеллигенция должна освободиться от навязанных извне идеологических клише псевдодемократического характера. Авторский анализ опирается на методологический подход И. Валлерстайна, рассматривающий либерализм как идеологию, в корне отличающуюся от демократизма. Методологическим ориентиром являются также идеи Ю. Хабермаса относительно измерений современного государства. Выводы о типологическом несоответствии постсоветского армянского государства критериям современной государственности основываются на исследовании автором школьных практик политики идентичности.

85-93 237
Аннотация

Экономический рост в современной мировой экономике характеризуется возрастающим значением промышленных факторов производства, что достигается в развитых странах путем осуществления неоиндустриализации и в развивающихся странах реиндустриализации. В Кыргызской Республике проблема реиндустриализации остро стоит ввиду произошедшей в годы независимости деиндустриализации. В статье проанализированы стартовые возможности реиндустриализации и предложены пути ее осуществления в условиях Кыргызской Республики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-7062 (Print)
ISSN 2782-7070 (Online)