МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
В статье исследуются предпосылки возникновения и деятельность Форума китайско-арабского сотрудничества на протяжении двух десятилетий. Выявлены ключевые факторы и особенности развития китайско-арабских отношений, основные приоритеты сотрудничества, выделены этапы работы Форума. Дается характеристика основных моделей партнерских отношений КНР со странами ближневосточного региона. Особое внимание уделено оценке результатов, а также проблемам и перспективам работы Форума. Авторы придерживаются парадигмы неореализма, в частности, теории баланса сил и региональных комплексов безопасности, принципа, согласно которому, внешняя политика государства диктуется логикой международной системы и распределения силы среди государств. Эвристичными оказались положения теории «властного транзита», которые приблизили к пониманию роли и места Китая, превращающегося в сверхдержаву в мировой политике. Деятельность Форума китайско-арабского сотрудничества, несмотря на имеющиеся проблемы и риски, приносит участникам положительные результаты и вносит весомый вклад в реализацию амбициозных планов по «национальному возрождению», экономическому и политическому процветанию как КНР, так и арабских стран. Авторы приходят к выводу, о понимании сторонами целесообразности и практической выгоды в сложившихся политических реалиях от углубления сотрудничества на площадке Форума. Поскольку отношения Пекина с арабскими партнерами в настоящее время выходят за рамки чисто экономических интересов и затрагивают стратегические интересы Китая, активно продвигающего масштабную инициативу «Один пояс, один путь», их тесное многоотраслевое сотрудничество, актуализированное прагматическими соображениями, во многом, определит экономические перспективы и геополитическую значимость обеих сторон в формировании многополярного мира.
Усиление деятельности Китая на Западных Балканах является результатом геоэкономической и политической логики. Основная цель Пекина – использовать регион в качестве шлюза и коммерческой платформы для Западной Европы, где реальные интересы Китая находятся в его стремительном поиске рынков, технологий и знаний. Китай стремится занять позиции в странах, которые находятся за пределами ЕС, но имеют перспективу стать его частью (страны Западных Балкан), таким образом, чтобы стать частью системы ЕС. При этом это подрывает доверие ЕС к Западным Балканам, которых там начинают рассматривать в качестве «троянского коня». Следует ожидать, что в перспективе Сербии придется делать политический выбор: или полностью поддержать интеграцию в ЕС, или продолжать тесную кооперацию с Китаем, и этот момент может стать поворотным моментом для дальнейшего развития как отношений с Китаем, так и для дальнейшей европейской интеграции и потенциального членства Сербии в ЕС. На данный момент Сербия не обязана проводить согласованную политику с Брюсселем, а степень гармонизации Сербии с внешнеполитическими декларациями ЕС невысока.
В статье проводится всесторонний анализ современной периферийной дипломатии Китая «в новую эпоху», когда центральным руководящим принципом становится построение «сообщества единой судьбы» и концепция периферийной дипломатии «цинь, чэн, хуэй, жун» («доброжелательность, искренность, взаимная выгода и инклюзивность»). Методология исследования основывается на комплексном рассмотрении историко-культурных традиций Китая, анализе официальных речей, документов, а также конкретных практик сотрудничества в рамках периферийной дипломатии. Особое внимание уделяется концепции «цинь, чэн, хуэй, жун», которая отражает традиционные ценности Китая: доверие, гармонию, уважение к соседям. В результате рассмотрения выявлено, что китайская периферийная дипломатия опирается на глубокое понимание значимости добрососедства, стремится к укреплению стратегического доверия, развитию взаимовыгодных экономических проектов, а также к обеспечению инклюзивного сотрудничества. Китай подчеркивает, что стабильность и процветание всего региона невозможны без гармоничных отношений с соседями, содействуя интеграции и коллективному развитию. В заключение делается вывод, что концепция «сообщества единой судьбы» стала фундаментом периферийной дипломатии Китая и обеспечивает устойчивое, справедливое и мирное развитие его окружения.
ПОЛИТОЛОГИЯ
Актуальность статьи объясняется недостаточной изученностью современного состояния исследований о языке политики в сопоставительном аспекте в синхронном и межкультурном рассмотрении. Цель статьи – сопоставление научных исследований о языке политики, проведенных отечественными и зарубежными лингвистами в последние два десятилетия. Материалом исследования являются публикации в ведущих научных журналах и каталоги издательств научной литературы. Особое внимание уделяется изучению тематики исследований и методам анализа языка политики. Сравнение современного состояния отечественной и зарубежной политической лингвистики позволило выявить общие закономерности развития способов изучения языка политики. Так, исследователи соблюдают парадигмальные установки современной лингвистики, имеют общие представления о материале исследования, единице анализа, номинации объекта изучения, значимости когнитивного подхода, востребованных методиках лингвистического / междисциплинарного анализа политического дискурса. Наблюдаются пересечения тематических областей изучения языка политики. Для номинации объекта исследования используются различные понятия, наиболее частотным из которых в настоящее время является «политический дискурс». Сравнительный анализ российских и зарубежных публикаций о языке политики обнаружил отличия в направлении развития научного поиска. Различия в изучении особенностей политического дискурса наблюдаются в выборе типа политического текста и темы исследования, основного подхода к изучению политического дискурса, ключевых аналитических понятиях, определении тематических границ исследования, (со)авторстве, понимании миссии научной деятельности и в трактовке языка политики. Кроме того, изучение иностранного опыта проведения исследований помогло обнаружить причины сложностей установления научного диалога, положительный исследовательский опыт российских и зарубежных политических лингвистов, а также наметить перспективы совместного изучения политического дискурса.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Государственная социальная помощь является одним из основных направлений реализации социальной политики государства, а также одним из основных инструментов улучшения качества жизни социально незащищенных слоев населения. Уникальным инструментов государственной социальной помощи является социальный контракт как единственный возмездный способ получения социальной помощи, накладывающий обязательства в том числе и на ее адресата. В связи с этим, с учетом прямой зависимости между социально-экономической ситуацией в Российской Федерации и развитием законодательства, регулирующего вопросы государственной социальной помощи, особенно в случае финансово-экономического кризиса, представляют интерес конкретные обстоятельства и причины, способствующие включению социального контракта в данное законодательство на федеральном уровне. Тема исторического развития социального контракта уже была рассмотрена в соответствующей научной литературе, однако попыток увязать это историческое развитие с общими историческими процессами, происходящими в Российской Федерации, до этого не предпринималось. В связи с этим будет целесообразно воспользоваться изучением первоисточников в виде законодательных актов, а также историческим анализом. Также стоит учитывать, что обязательства адресата помощи по социальному контракту могут быть реализованы несколькими способами, так же, как и финансовые обязательства органа социальной защиты, с которым был заключен контракт, так как они могут быть исполнены в нескольких формах. В связи с этим возникает необходимость оценки результатов применения социальный контрактов как инструментов социальной помощи с позиции наиболее распространенных способов исполнения обязательств среди малоимущих граждан, охваченных социальным контрактом, а также наиболее часто применяемых способов реализации обязательств финансового характера со стороны органа социальной защиты. Основным методом для исследования данного вопроса будет агрегация государственной статистики, а также анализ научной литературы на данную тему.
ISSN 2782-7070 (Online)











