ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В статье рассматриваются способы, с помощью которых цифровая трансформация – понимаемая как развитие информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта – может способствовать достижению 17 Целей устойчивого развития ООН и Повестки дня 2030, обеспечивая при этом эффективное государственное управление. В статье анализируются инициативы Египта по цифровой трансформации в рамках его стратегии «Vision 2030», уделяется особое внимание тому, как эти усилия способствуют достижению Целей устойчивого развития. В фокусе исследования – Национальная программа структурных реформ, Цифровой Египет и Национальная стратегия ИИ и их влияние на достижение 16-й цели устойчивого развития, которая направлена на содействие миру, справедливости и формирование устойчивых институтов. С опорой на качественные методы авторы обобщают вторичные данные, полученные из правительственных отчетов и научной литературы для изучения роли цифровых инструментов, включая искусственный интеллект (ИИ) и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в повышении прозрачности, подотчетности и социально-политической вовлеченности граждан. Также авторы рассматривают проблемы, связанные с этими цифровыми инициативами, такие как опасения относительно конфиденциальности и безопасности данных. Египет может использовать цифровую трансформацию для создания более справедливого и равноправного общества, выполняя свои обязательства по ЦУР и создавая основу для эффективного государственного управления.
В статье рассматривается концепция «внешних уз» (Vincolo Esterno) и ее влияние на государственное управление в Италии, прежде всего ее воздействие на демократию, государственное управление, экономический рост и иммиграцию. Концепция «Vincolo Esterno» – опора на внешние ограничения для обеспечения внутренних реформ – сыграла решающую роль в определении политики Италии в отношении Европейского союза (ЕС) и международных связей. Исследование подчеркивает двойственную природу этого подхода к управлению: хотя он и стимулировал модернизацию и экономическую интеграцию, он также навязывал жесткие рамки, которые ограничивали суверенитет, демократическую подотчетность и социальное равенство. Анализ демократии выявляет напряженность между мандатом ЕС и парламентским суверенитетом Италии, усугубленную «демократическим дефицитом» в наднациональном управлении. Под влиянием директив ЕС реформы государственного управления способствовали модернизации административной системы, но обнажали региональные различия и бюрократическую инертность. В исследовании также изучаются неоднозначные экономические результаты политики «Vincolo Esterno», подчеркиваются ограничения фискальной экономии для привлечения инвестиций в инфраструктуру и региональное развитие. Кроме того, иммиграционная политика, регулируемая в том числе и Дублинским регламентом, подтверждает проблемы управления миграционными потоками и обеспечения справедливого распределения миграционного бремени в ЕС. Автор подчеркивает необходимость формирования более сбалансированной и инклюзивной модели управления, которая бы смогла согласовать внешнюю политику с внутренними приоритетами, механизмов усиления демократической подотчетности, решения проблемы регионального неравенства и адаптации «Vincolo Esterno» к глобальным вызовам.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
В статье анализируется применение концепции международно-политических ролей для малых государств, занимающих «нижний этаж» международной иерархии. Традиционно малые государства отмечаются низкой статусностью, практическим отсутствием влияния на международные дела и зависимостью от великих держав. Вместе с тем, принимая во внимание обширность данной группы, среди малых государств возможно выделить подгруппу таких стран, которые способны эффективно актуализировать имеющиеся ресурсы и играть сопоставимые роли со средними или даже ведущими державами в мировой политике. В целях идентификации значимых международно-политических ролей автором предлагается типология, с одной стороны, учитывающая основные сферы международного взаимодействия, список которых, впрочем, является открытым, а, с другой стороны, тип референтного объекта для которого рассматриваемое государство играет значимую роль, а именно – глобальный, региональный или диадный уровень. Подобная систематизация значимых ролей позволяет сравнивать между собой несопоставимые страны, например, принадлежащие различным классам международной иерархии, в том числе малые, средние и ведущие государства. Кроме того, ось референтных объектов в типологии позволяет отразить важную социологическую компонентную роли, которая отличает ее от функции. С опорой на предложенную типологию значимых международно-политических ролей в статье анализируется трансформация ролей малых ближневосточных монархий – Катара, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна в современной мировой политике, которые являются одними из наиболее успешных примеров малых стран, достигших высокой субъектности в начале XXI века.
Школьное образование как процесс формирования мировоззрения широких масс, выступающих движущими силами мегатрендов глобализации и демократизации, имеет потенциал повлиять на становление полицентричного мирового порядка. Будучи иерархичной структурой, миропорядок предполагает статусную дифференциацию государств в зависимости от степени их участия в экономической, правовой, военной и экологической подсистемах. При этом отмечается, что державе среднего уровня достаточно заметного участия в двух из них.
Методом регрессии количественных данных в статье проводится анализ корреляции показателей школьного образования 48-и стран мира с упором на 20 стран мирового большинства из Глобального Юга с объективными метриками свойственными каждой из указанных подсистем. Делается вывод о статистически значимой положительной корреляции между качеством школьного образования и соответствующими государственными расходами в случае стран Глобального Юга, с одной стороны, и ростом ВВП и повышенной активностью в сфере прав человека, – с другой. Это дает основание полагать, что через расширение своей роли в двух из четырех рассмотренных подсистем укрепление школьного образования способно вывести развивающиеся страны на траекторию державы среднего уровня, что благоприятствует становлению полицентричного мирового порядка.
ПОЛИТОЛОГИЯ
В статье рассматриваются последствия правления консервативной и национал-популистской партии «Права и справедливости» (ПиС) (Prawo i Sprawiedliwosc). В центре внимания оказывается специфика политического пространства и спектра политических сил Польши, настроения избирателей, а также внутрипартийная структура ПиС. Показано как вождистская и централизованная внутрипартийная система демонстрирует глубокое укоренение патерналистских отношений и практически полное отсутствие внутрипартийной демократии. ПиС присущ приоритет неформальных практик над официальными институтами и процедурами. Проанализировано как идеологически обосновывается трансформация польского общества, в рамках которой ПиС проводит политику исключения, политику подчинения, инструментализируя суды и государственные медиа страны; политику поиска врагов, культивируя в обществе атмосферу страха и недоверия; политику догматизации, искореняя плюрализм мнений; интегрируя партийную структуру и устремления в кооптируемые общественные организации и социальные движения. Наконец, выявлено как ПиС, политизируя социокультурные вопросы и среду, влияет на гражданское общество, стремясь утвердить свою повестку.
ISSN 2782-7070 (Online)